Проведено интересное исследование (2013) о том, как слова, без дополнительного визуального, чувствительного и вкусового воздействия могут симулировать потребность в еде. Экспериментаторы задались вопросом – как человек представляет еду? Прием пищи, удовольствие от еды, модное увлечение ограничениями в еде играют большую роль в нашей жизни, но знаний концепций представлений о еде оказалось неожиданно мало.
Что происходит, когда человек слышит слово, обозначающее определенный вид продукта? Последовательно возникающие ассоциации воссоздают в голове процесс симулирующий прием пищи, а характеристика еды, название которой произносится, оказалось, имеет огромное значение.
Концептуальное представление о еде – это сбор всей информации из памяти головного мозга и объединение ее в абстрактную форму. У разных людей оно формируется индивидуально. Процесс многокомпонентный – задействуются все чувствительные и вкусовые ассоциации, кроме того включается опыт из каких-то социальных ситуаций, плюс сформированное отношение человека к определенному продукту, в плане получения удовольствия и питательной ценности. Производители, пытаясь продать нам определенный товар, ориентируются, прежде всего, на пищевую мотивацию и актуальное поведение конкретно с этим продуктом, прекрасно понимая, что оценка нами питательной ценности стоит далеко не на первом месте. В сумме образы и концептуальное представление о пищевом продукте направят человека больше в сторону потребления!
Головной мозг, даже просто думая о стимулах, таких как, например чашка, активизирует соответственные участки, затем стимул тщательно обрабатывается, чтобы, когда начнется момент фактического использования, подготовить нас для эффективного взаимодействия с чашкой. Аналогично, при столкновении с эмоциональным выражением другого человека, мы спонтанно моделируем его соответствующее эмоциональное состояние в себе, и оно способствует пониманию социальных проблем и помогает взаимодействовать. Тоже происходит и со стимулами, касающихся пищевых продуктов – организм готовится к встрече, то есть к поглощению пищи. Смоделированная в голове концепция, скажет, что можем сделать, как это сделать, к чему может привести, прийти в готовность для встречи с объектом и достижения цели – а для пищевых продуктов – целью является употребление. Наша память обязательно выдаст определенные параметры, связанные с фоновым использованием предмета или продукта, а также полезные свойства, если эти представления заложены в голове.
Какие пищевые продукты воспринимаются в качестве привлекательных? Хотя вкусы для конкретных продуктов питания, широко варьируются, люди эволюционировали и совершенно привыкли к пищи, которая отличается высоким содержанием калорий, особенно от жира и сахара. Такие продукты питания зачастую являются вредными для здоровья и совершенно мешают в регуляции веса. Часто их называют пищевые соблазны. По редким исследованиям, именно они с большей вероятностью будут привлекать внимание человека и активировать участки мозга, которые отвечают за насыщение. Привлекательные продукты, самый легкий стимулятор целенаправленного действия, прямо на их употребление, несмотря на то, что они очень «нездоровые».
Для более доказательного изучения процесса вовлечения головного мозга, памяти и опыта человека в симуляцию приема пищи, в качестве основной задачи участникам эксперимента, было предложено перечислять свойства того или иного услышанного слова (названия продукта или предмета). При этом исключался визуальный и тактильный контакт, изолировано присутствовало только произношение слова. Полученная информация кодировалась в соответствии с вероятными предыдущими представлениями, происходящими в головном мозге. Услышав и представив название продукта, например чипсы, первично активировались и перечислялись основные запомненные свойства, как один из опытов, когда они елись, такие как вкус и структура («хрустящие»), обязательно включался гедонический опыт («вкусные»), или закадровые ситуации, в которых чипсы периодически употребляются («просмотр кино»). Нужно обратить внимание, что участники время от времени генерировали категорийную информацию почерпнутую из рекламы («чипсы лейс»), некоторые визуализировали продукт («желтый») или они описывали здоровые или нутрициологические свойства («жирные»).
Эксперимент проводили согласно современным представлениям. Для описываемого исследования была разработана специальная процедура кодирования. Был перечислен ряд свойств, которые расценивались как моделирующие прием пищи. На первом месте - ссылки на свойства самого пищевого объекта, возникающие в процессе еды, например, вкус, текстура, и температура. Вторая группа - характеристики, которые описывают закадровую (сопутствующую) ситуации, в которых пища была съедена. Еще одна категория - гедоническое удовольствие или неудовольствие, которое также могло моделировать процесс приема пищи. Участникам предлагались 16 категорий, в ответ на которые они должны были перечислять свойства: 4 категории привлекательной, но нездоровой еды (чипсы, ванильное мороженое, ореховая смесь, печенье), 4 нейтральных здоровых продукта (огурец, банан, яблоко и рис) и 8 категорий, не относящихся к продуктам (бабочка, телефон, матрас и т.п.).
Участники эксперимента все делали спонтанно и отмечали только те слова, которые первые приходили в голову.
После перечисления были опрошены сами участники. Для начала получали ответы, как они обычно любят есть каждый из 8 продуктов. Затем был измерен вес и рост, индекс массы тела и задавались вопросы по истории использования диет. Участники также рассказали текущий уровень голода и когда последний раз ели.
Результаты по перечисляющимся категориям различались между привлекательными и нейтральными продуктами. В группе привлекательных продуктов в большем проценте случаев ассоциация возникала на сенсорном уровне (вкус, запах), причем список заполнялся быстро и большим количеством слов, а также огромное значение имел гедонический опыт. В описании он обязательно присутствовал и был в большей мере положительный (то есть, связанный с удовольствиями), но был и негативный. После того как участникам провели дополнительный опрос, выяснилось, что негативный опыт к привлекательным продуктам возникает у людей длительное время придерживающихся строгих диет или имевший отрицательный опыт в диетах. Зная механизмы, возникающие при этих ассоциациях, можно с уверенностью сказать, что даже произнесение слова, обозначающего привлекательный продукт, запускает в организме процесс моделирующий прием пищи. Для нейтральных продуктов главный упор делался участниками на визуальные свойства и «полезность», а также прослеживалась закономерн
ость, связанная с опытом применения различных диет. По отдельной категории, которая выявляла знания и ассоциации связанные с «полезностью» и «вредностью» представленных продуктов, никаких зависимостей выделено не было – люди, участвующие в эксперименте имели одинаковое представление, как о привлекательной еде, так и нейтральной. То есть, глубокие и прочные знания о том, что вредно, а что нет, потенциально к моделированию приема пищи наш организм не приводят!
Выяснение природы представлений о еде, ставит большой вопрос о возможной интервенции здоровой еды. Человек с течением жизни постепенно вводит в свой опыт нездоровые продукты, а социальные и культурные аспекты помогают «вредной» еде связываться с чувством удовольствия и закрепляться. В привлекательных продуктах, как правило, имеющих жировую и углеводную основы, которые и так достаточно сильно стимулируют вкусовые свойства, производители значительно усиливают вкус. Сейчас важно обратить внимание на подрастающее поколение – именно в них закладывать память, опыт и ассоциации о здоровой еде! Работая над этим сейчас – не придется потом, с течением времени, пытаясь восстановить здоровье, затрачивать серьезные волевые усилия. Жизнь – это непрерывное развитие! Направления развития каждым человеком выбираются индивидуально, но накопление и формирование опыта в питании и выбора продуктов – это важнейшая база! Работайте над собой, будьте примером, ведь этим Вы поможете детям вырасти здоровыми, полноценными людьми!